Дизеля типа Д49 представляют собой четырехтактный двигатель, имеющий V-образное расположение цилиндров. Эти двигателя могут быть 8, 12, 16 и 20-ти цилиндровыми.
На тепловозах ТГМ6 и его модификациях используются 8-ми цилиндровые дизеля Д49 марки: 3А-6Д49 для тепловозов ТГМ6 и тепловозов ТГМ6А;
7-6Д49 для тепловозов ТГМ6В и тепловозов ТГМ6Д.
"...но для тепловозов ТГМ6Д вместо дизеля 7-6Д49, может использоваться один из следующих дизелей: Дизель 3А-6Д49;
Дизель 222Д-1, по ГОСТу 6ЧН 21 /21;
Дизель 8ДМ-21Л, по ГОСТу 8ЧН 21 /21;
Дизель типа Д50 марки 1ПД4Е, по ГОСТу 6ЧН З1,8/33.
Технические характеристики дизеля 3А-6Д49 (в скобках приведены некоторые тех. характеристики для дизеля 7-6Д49) Обозначение по ГОСТ: 8ЧН 26/26; Тип: 4-х тактный, V-образный с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха; Порядок нумерации цилиндров: от переднего торца; Порядок работы цилиндров: 1пр-4лев 2пр-3лев 4пр-1лев 3пр-2лев Диаметр цилиндра: 260 мм; Ход поршня: с главным шатуном: 260 мм; с прицепным шатуном: 257,53 мм. Направление движение коленвала (смотря на задний торец двигателя): левое; Угол расположения цилиндров: 42o; Средняя скорость перемещения поршня: 8,67 м/с; Частота оборотов коленвала: минимальная: 410 - 440 об/мин (340 - 370 об/мин); номинальная: 1000 об/мин (950 об/мин). Полная мощность: 1200 л.с. или 883 кВт (1200 л.с. или 883 кВт); Расход (удельный) топлива в нормальных условиях при номинальной мощности , г/(л.с.ч) или г/кВт*ч: 150+8 или 204+11 (148+7,5 г/(л.с.ч) или 201,2+10 г/кВт*ч);
К нормальным условиям относятся: давление барометрическое: 760 мм рт. ст.; температура окружающей среды: +20oC; влажность относительная: 70%; противодавление на выпуске, измеренное у фланца выпускного патрубка турбокомпрессора: не больше 500 мм вод. ст.; статическое разрежение на входе в патрубок ТК-23: не больше 300 мм вод. ст.; температура воды на входе в интеркулер: 45oC; температура топлива: 20oC. Расход (удельный) топлива на холостом ходы при минимальных оборотах : не больше 6,7 кг/час (5,7 кг/час); Расход (удельный) масла при номинальной мощности, г/э л.с.ч: не больше 1,55; Давление наддувочного воздуха: не меньше 1,2 кгс/см2 (1,2+0,2 кгс/см2); Система запуска двигателя: от электростартера; Температура выхлопных газов: не больше 560oC; Разность температур выхлопных газов по цилиндрах двигателя: не больше 80oC; Максимальное давление сгорания по цилиндрам двигателя: не больше 102 атм. (кгс/см2); Разность давлений сгорания по цилиндрам: не больше 8 атм. (кгс/см2); Эффективное давление, средние: 9,6 атм; Температура охлаждающей жидкости (воды) на выходе из дизеля: нормальная: 70 - 90oC; максимально допустимая: 95oC. Температура масла на входе в дизель: нормальная: 65 - 80oC; максимально допустимая: 85oC; предпусковая - 15oC. Давление масла с температурой 80oC при работе на полной мощности: не меньше 3,2 атм. (4 атм.); Давление масла с температурой 80oC при работе на полной мощности: не меньше 1,2 атм. (1 атм.); Габаритные размеры: высота: 2305 мм (2420 мм); длина: 3355 мм (3355-3370 мм); ширина: 1651 мм (1665 мм). Масса "сухого" дизеля: 9600 кг (11000 кг).
Поперечный разрез дизеля 3А6-Д49
Продольный разрез дизеля 3А6-Д49
Блок цилиндров дизеля 3А-6Д49
Блок цилиндров представляет собой сварнолитую конструкцию V-образной формы, в верхней части которого есть литые стойки, в которые ввернуты шпильки для крепления цилиндровых крышек. Для размещения втулок цилиндров верхняя часть блока разделена на 8-мь секций. В развале блока есть своеобразный канал для воздуха, поступающего из интеркулера (холодильника наддувочного воздуха), а также центральный масляный канал.
С обеих боковых сторон блока цилиндров есть по 4-ре "окна", которые дают доступ к осмотру кривошипно-шатунного механизма. Каждое из "окон" закрывается крышкой. Сами же крышки имеют предохранительные клапана, которые должны открываются в аварийных случаях, когда повышается давление в картере. Над крышками, с обеих сторон, к блоку прикреплены водяные коллектора, по которым подается вода в пространство между гильзой и рубашкой. Также с обеих сторон блока к цилиндровым крышкам прикреплены выпускные коллектора. С правой стороны под выпускным коллектором размещен маслоохладитель дизеля. Сверху блока цилиндров установлен лоток с распределительным валом, который передает движение индивидуальным топливным насосам высокого давления, а также клапанам крышек цилиндров посредством рычагов и штанг. К переднему торцу двигателя прикреплен: привод насосов; кронштейн турбокомпрессора. К заднему: привод механизма уравновешивания; привод распределительного вала.
Блок цилиндров дизеля 7-6Д49 Блок цилиндров дизеля 7-6Д49 в многом схож по конструкции с блоком дизеля 3А-6Д49, за исключением:
стыка между стойками и подвесками: дизеля 3А6-Д49 - образован зубьями треугольной формы, которые нарезаны на подвесках и стойках. Такая конструкция блок предназначена для пресечения поперечного перемещения подвесок. Для предотвращения перемещения подвески в продольном направлении предусмотрены бурты на болтах, крепящие подвеску к стойке. дизеля 7-6Д49 - плоский. Помимо вертикальных болтов, крепящих подвески к стойкам, в блоках дизелей 7-6Д49, есть еще горизонтальные болты. Ниже приведены схематические изображения поперечных разрезов блоков дизелей 3А-6Д49 и дизелей 7-6Д49 (красными кружочками выделены конструктивные отличия):
Блок дизеля 3А-6Д49 Блок дизеля 7-6Д49
Масляная ванна
Схематическое изображение масляной ванны:
1 - трубопровод; 2 - маслосборник; 3,6,9 - сетка; 4 - заливочная горловина; 5 - крышка; 7,12 - болт; 8,10 - прокладка; 11 - втулка; 13 - щуп; 14 - штифт; а - отверстие для слива масла; б,в - отверстие. Ванна сварной конструкции прикреплена к блоку цилиндров и предназначена для размещения масла для смазки двигателя. С обеих сторон ванны расположены горловины с сетками для залива масла в дизель и щупы для замера уровня масла. Сверху ванна закрыта сетками. В нижней части ванны установлен маслосборник, сквозь который масло по трубе поступает во всасывающею пространство масляного насоса. В маслосборнике также установлена сетка. Крышка 5 крепится к корпусу маслосборнику болтами 7. Стык между корпусом маслосборника и крышкой уплотнен паронитовой прокладкой. По отверстию "б" масло из ванны поступает к маслопрокачивающему насосу, а по отверстию "в" - сливается из маслоотделителя. Отверстие "а" предназначено для сливания масла из ванны.
Цилиндровый комплект
Цилиндровая крышка, втулка цилиндра, шатун с поршнем снимаются и устанавливаются на дизель Д49 комплектно (в сборе), поэтому на практике прижился термин "комплект". Но при необходимости "головку" можно снимать отдельно от других элементов комплекта.
Защита дизеля Защита дизеля - это совокупность устройств, которые автоматически останавливают дизель, снимают с него нагрузку или вообще блокируют попытку запустить его.
Дизель останавливается если: - давление масла на входе в двигатель, во всем диапазоне оборотов коленвала двигателя, меньше: 0,8 атм; - давление масла в лотке меньше: 0,5±0,1 атм; - давление газов в картере двигателя больше: 60 мм вод. ст.; - частота оборотов достигла: 1150 - 1200 об/мин (для дизеля 3А-6Д49). Снятие нагрузки происходит в случае если:
- температура воды на выходе из дизеля больше: 98oC; - при 820 - 1000 об/мин коленчатого вала давление масла на входе в двигатель меньше: 2,5±0,25 атм; Дизель не запустится если:
- включен валопроворотный механизм; - не произведена предпусковая прокачка масла, длительностью 60 секунд и давление масла в лотке меньше: 0,2±0,1 атм.
При температуре масла на входе в двигатель больше 85oC включается сигнализация. К устройствам защиты относятся: Для дизелей 3А6-Д49: предельный выключатель; реле давления масла; жидкостный манометр. Для дизелей 7-6Д49: те же устройства, что и для дизелей 3А-6Д49; воздушная захлопка.
Теоретическая масса сборочных единиц и деталей дизеля 3А-6Д49 Блок цилиндров----------------------------------------------2416 кг; Подвеска коренного подшипника-------------------------- 25 кг; Масляная ванна--------------------------------------------- 240 кг; Коленвал----------------------------------------------------- 750 кг; Втулка цилиндра--------------------------------------------- 70 кг; Цилиндровая крышка--------------------------------------- 111 кг; Шатуны в сборе---------------------------------------------- 93 кг; Поршень в сборе с пальцем-------------------------------- 36,7 - 37,2 кг; Лоток с распредвалом-------------------------------------- 218 кг; Вал распределительный------------------------------------ 78 кг; Привод насосов--------------------------------------------- 336 кг; Привод механизма уравновешивания--------------------- 209,3 кг; Привод распределительного вала------------------------- 320,2 кг; Привод механического тахометра------------------------- 10,04 кг; Выпускной коллектор--------------------------------------- 237,8 кг; Интеркулер (холодильник наддувочного воздуха)------ 185,7 кг; Кронштейн турбокомпрессора----------------------------- 76 кг; Топливоподкачивающий насос---------------------------- 10,8 кг; Индивидуальный топливный насос высокого давления-- 6,7 кг; Форсунка----------------------------------------------------- 3,28 кг; Теплообменник масла дизеля------------------------------ 257,8 кг; Фильтр грубой очистки масла------------------------------- 60 кг; Центробежный фильтр-------------------------------------- 25 кг.
Коленвал дизеля 3а-6Д49 и 7-6Д49
На дизелях 8ЧН26/26 могут применяться стальные или чугунные коленвалы. Они взаимозаменяемые, но имеют некоторые конструктивные отличия.
Чугунный коленчатый вал
Схематическое изображение чугунного коленчатого вала:
1,2,3,4 - шейки шатунные; 5 - вал; 6 - противовес; 7 - втулка; 8,11 - кольца уплотнительные; 9 - стопорное кольцо; 10 - шестерня; 12 - втулка шлицевая; 13 - штифт; 14 - заглушка; а - шейка коренная; б - бурты упорные; в,г,д,е,и - отверстия; ж,к - полости. Чугунный коленчатый вал обладает 4-мя шатунными и 6-мя коренными шейками. Этот вал изготовляется из высокопрочного чугуна, в состав, которого также входит глобулярный графит. В целях увеличения механических свойств коленвал подвергается легирования медью 0,3 - 0,6%. Также коленвал азотирован до тверд. HRC>=40. На коленчатом валу выполнены 4 противовеса, которые необходимы для снижения внут. изгибающего момента в блоке, а также снятия нагрузки с коренных вкладышей от инерции. Масло к коренным вкладышам поступает из масляного канала, размещенного в развале блока цилиндров, а далее по вертикальным каналам. Смазка к шатунным подшипникам поступает из каналов в коленчатом вале.
Стальной коленчатый вал
Схематическое изображение стального коленчатого вала:
1,2,3,4,5,6 - коренные шейки; 7 - втулка; 8,15,16,18 - болты; 9 - пластина; 10 - штифт; 11,17 - заглушки; 12,13 - кольца; 14 - шестерни; 19 - шайба; 20 - прокладка; 21 - шпилька; 22 - втулка; 23 - противовес; 24 - гайка; и,м - полости; к,л - отверстия. Отличия коленвалов
Стальной от чугунного коленвала отличается: - массой; - наличием противовесов на каждой щеке; - диаметром шатунных шеек, у стал. коленвала = 190 мм, а у ч/к = 200 мм; - износостойкостью, которая больше, чем у ч/к.
"...при замене чугунного вала стальным придется также менять шатуны и упорные полукольца..."
Шатуны дизеля Д49
Главные шатуны дизеля Д49 Прицепные шатуны дизеля Д49
На каждую шатунную шейку коленвала опирается главный шатун, к которому присоединен прицепной шатун с помощью двух болтов. Эти болты вкручиваются в специальный стальной палец с цементированной поверхностью, который установлен во втулке, сама втулка запрессована в проушинах главного шатуна. Верхняя часть болтов имеет шлицы. Поверх этих болтов на шлицы "одеваются" специальные шайбы, предотвращающие самопроизвольное раскручивание болтов. А сверху этих шайб накручиваются гайки. Гайки застопорены шплинтами.
Схематическое изображение главного и прицепного шатунов дизеля Д49: - шапка" (она же крышка) главного шатуна; - болт главного шатуна, изготовлен из легированной стали; - втулка; - кольцо уплотнительное; - гайка; - шатун главный; - втулка верхней головки главного шатуна; - втулка верхней головки прицепного шатуна; - шплинт; - гайка; - шайба; - болт прицепного шатуна, изготовлен из легированной стали; - шатун прицепной; - втулка проставочная; - палец прицепного шатуна; - втулка пальца; - шплинт; - вкладыш верхний; - штифт; - вкладыш нижний; - штифт; - одно из отверстий нижнего вкладыша; - канавка поступления смазки из коленвала в масляные каналы шатунов; - стык зубчатый. В каждой верхней головке прицепного и главного шатунов запрессованы стальные втулки, залитые свинцовой бронзой. В средней части втулке есть канал с 2-мя отверстиями, они предназначены для подачи масла в поршневой палец. Нижняя головка каждого главного шатуна обладает съемную крышкой ("шапку"), которая крепится к стержню 4-мя шатунными болтами. В нижней головке каждого главного шатуна размещаются по два вкладыша, вкладыши не являются взаимозаменяемыми. На каждом шатунном вкладыше отведено по одному отверстию для штифтов, размещенных на "шашке" и на шатуне. При работе двигателя шатунные вкладыши постоянно омываются, а также охлаждаются смазкой, поступающей по каналам в коленвале. В самих же шатунах имеются каналы, по которым масло поступает в верхние головки главного и прицепного шатунов. Масло в каналы шатунов поступает из масляного канала, размещенного в "шапке" главного шатуна, далее масло проходит через втулку 3 (смотрите на схеме), потом часть масла попадает в канал главного шатуна, а остальное масло, пройдя палец 15, течет по каналу прицепного шатуна.
Поршня дизеля Д49
Поршня дизеля Д49 разборные и состоят из алюминиевой юбки (тронка) и стальной головки. Тронк и головки соединены между собой четырьмя шпильками и гайками. Под гайки устанавливаются втулки. Снаружи тронка имеется слой антифрикционного приработочного покрытия. В отверстиях бобышек юбки размещен палец плавающего типа. Осевое смещение поршневого пальца ограничивается двумя стопорными кольцами, установленных в канавках бобышек. Поршня бывают с тремя или четырьмя компрессионными кольцами.
Ниже показано схематическое изображение поршня с 4-мя компрессиоными кольцами:
- шпилька; - втулка; - палец; - кольцо стопорное; - резиновое уплотнительное кольцо; - пружина; - стакан; - головка поршня; - кольца компрессионные, чугунные (наружная поверхность покрыта имеет слой хрома, толщиной 0,16 - 0,25 мм); - кольцо компрессионное; - кольцо маслосъемное - легированный чугун; - эспандер (он же расширитель); - юбка (тронк); - трубка; - кольцо маслосъемное - легированный чугун; - проволока шплинтовочная; - гайка; - охлаждающая полость; - масляный канал; - сливной масляный канал. Поршневая головка постоянно охлаждается маслом, которое поступает из верхней головки шатуна в стакан, а из него по каналам 20 (смотрите выше на схеме) попадает в пространство охлаждения 18. Резиновое уплотнительное кольцо предотвращает вытеканию масла между юбкой и головкой поршня.
Выпускной коллектор дизеля 3А-6Д49 и 7-6Д49
Выпускные газы из цилиндровых крышек отводятся к турбокомпрессору через два выпускных коллектора и газовые трубопроводы, расположенные по обеим сторонам дизеля. Коллектора и газовые трубопроводы состоят из наружных и внутренних труб. В полости между трубами протекает вода, охлаждающая коллектор и газовый трубопровод. К наружным и внутренним трубам коллекторов приварены охлаждающие патрубки с фланцами, которыми они крепятся к цилиндровым крышкам. Для уменьшения потери тепла, уносимого газами из цилиндров к турбокомпрессору, в выпускные патрубки, коллектора и газовые трубопроводы встроены неохлаждаемые газоотводящие патрубки и трубы, изолированные от внутренних охлаждаемых поверхностей воздушной прослойкой. Охлаждаемые части патрубков и труб сварены из листовой углеродистой стали, а неохлаждаемые "жаровые" трубы и патрубки из жаростойкой легированной стали. Коллектора крепятся к цилиндровым крышкам специальными "тянущимися" болтами, под головки которых ставятся трубки и специальные шайбы. Уплотнение стыков между фланцами патрубков и цилиндровыми крышками, между фланцами коллекторов и газовых труб, газовых труб и компенсаторов, а также между патрубками и турбокомпрессором обеспечивается асбостальными прокладками.
Соединение выпускных трубопроводов с турбокомпрессором осуществляется через неохлаждаемые компенсаторы и патрубки теплоизолированные асбестовой тканью и стеклотканью. Снаружи изоляция закрыта металлическими кожухами. Вода для охлаждения выпускных коллекторов поступает по переточным каналам. В местах стыков фланцев с цилиндровыми крышками каналы уплотнены резиновыми кольцами. Кольца предохраняются от смещения стальными нержавеющими втулками, размещенными во фланцах патрубков. На коллекторах предусмотрены пароотводящие трубки, по которым отводится пар и воздух из полостей охлаждения коллекторов в расширительный бак. Во фланцах патрубков коллекторов и на выпускной трубе имеются отверстия для установки термопар. К заднему торцу правого выпускного коллектора крепится водяной трубопровод вспомогательного контура водяной системы для тепловозов ТГМ6А, ТГМ6В и ТГМ6Д с челюстными тележками, а для тепловозов ТГМ6Д с безчелюстными тележками этот трубопровод крепится к левому коллектору.
Лоток дизеля 3А-6Д49 (7-6Д49)
Лоток отлит из алюминиевого сплава, крепится к блоку цилиндров шпильками и фиксируется при помощи 2-х конических штифтов. В лотке установлен распределительный вал, который вращается в алюминиевых подшипниках, помимо распредвала к лотку с каждой стороны крепится по 8 рычагов (по 2 на каждый цилиндр). Эти рычаги через штанги передают усилие на рычаги, размещенные в закрытиях. Схематическое изображение лотка в разных проекциях:
|